Статья «Почему не работает музейный аппарат».  © О.Сабодаш, 2010
На сайт «Perpetuum mobile» текст прислан 15 апреля 2010 г.

Почему не работает музейный аппарат

О.Сабодаш (avtoel)

Музейный аппарат строился по чертежам в мастерских, людьми, которые, окажись среди них непорядочные, могли бы обойтись и без автора, имея весь комплект чертежей и описание работы. Чтобы обезопасить свое право изобретателя, есть проверенный веками способ. Не рассказывать все тайны, дробить целое изделие на части, размещать отдельные части машины в разных местах, окончательную сборку проводить самостоятельно. Правда, в этом случае физическое устранение изобретателя может на годы задержать технический прогресс.


Дефлектор
Фланец ротора
Трубы ротора
Основание ротора
Воздухообмен
Турбинки
Технология запуска

Дефлектор

Начнем с дефлектора. В музейном аппарате он в виде конуса, без видимых отверстий. Можно подумать, что они скрыты кольцевым фланцем, но на следующем кадре мы видим, что места для конуса там нет. В лучшем случае там пластина с отверстиями и конус как рассекатель, что смысла не имеет, разве только чтоб снять вопросы.

Дефлектор, по моему мнению, должен представлять собой 7 сужающихся отверстий-воронок, разделяющих один поток на 7 потоков без торможений и возмущений потока. Для этого вертикальное или случайным образом закрученное движение в подающей трубе должно отклониться под углом примерно 30 градусов и направиться в трубы ротора. Такое возможно, используя всю высоту конуса. Причем наружная стенка внешнего конуса корпуса может служить частью дефлектора. На черно-белом фото дефлектора тени в отверстиях показывают глубину и наклон отверстия, но никак не пластину с отверстиями.

Делаем вывод: дефлектор либо не был изготовлен, либо его конструкция засекречена.

Фланец ротора

Следующая деталь — плоский фланец на черно-белой фотографии. Он может изготавливаться отдельно из материала, стойкого к истиранию, и припаиваться позже, а может быть получен опиливанием по месту ротора, находящегося в музее. Я склоняюсь к первому варианту, и заказывал бы фланец и дефлектор отдельно, имея на руках готовый ротор.

Трубы ротора

Следующий момент — это трубы нижней и верхней части ротора. Они навивались отдельно, крепились независимо, то есть их можно было разобрать, вставлялись друг в друга, и в таком виде передавались заказчику. На фото ротора видно, что они не паяны.

Это позволит вставить скрытое сопло или внутреннюю форсунку. Герметично собрать на краске, или на герметике, или на клею труда не составит.

Основание ротора

Еще одна деталь — это основание ротора, к которому прикручены болтами трубы. Мое мнение, что это технологическое приспособление, на котором выкладываются трубы и временно закрепляются для транспортировки. Позже меняется на конусное кольцо из меди или латуни и трубы к нему припаиваются. Это автоматически приводит к образованию окиси меди внутри трубы при нагреве, делает наружную часть ротора, где максимальная центробежная сила, жесткой. Кстати о роторе. Навивка ротора на основание возможна и в «полевых» условиях, а вот сделать такое основание-оправку без станков невозможно. Я уверен, Виктор Шаубергер хотел на старости лет производить такие аппараты и те основания, которые у него в результате остались бы, могли стать началом «маленького семейного бизнеса».

Воздухообмен

Отсутствие болтов и пластин крепления труб превращает ротор в воздушную турбину, где воздух из центральной части высасывается на периферию. В центр воздух попадает под ротором, частично освободившись от воды, двигаясь вдоль гладкой нижней части ротора, который вращается навстречу, но сопротивление при этом минимально.

Отсутствие дефлектора позволяет умолчать о воздухообмене в аппарате.

Воздух в ротор вовлекается извне. При этом есть принципиальные соображения. Во-первых, воздух берется через вал, из нижней зоны помещения, где установлен аппарат. Внизу, при печном отоплении (и при дыхании людей тоже), находится относительно холодный воздух, богатый СО2 и СО. Шаубергер подчеркивал значение «карбонов», и вода из источников тоже имеет некоторое, хоть и очень малое количество этих газов. Во-вторых, относительно теплый и влажный отработанный воздух, богатый кислородом, удаляется из аппарата через кран с шаром и уходит к потолку помещения. Подсос воздуха в верхней части приведет к возврату воздуха в аппарат по короткому пути. В-третьих, подсос воздуха через вал — элемент «ноу-хау». Достаточно поставить пробку или удалить жиклер, оптимальная подача воздуха будет нарушена и аппарат не заработает или будет работать недолго. При открытом кране с шаром будет сильно шипеть, при закрытом накачает давление внутрь и остановится. При среднем положении и неправильно подобранном жиклере мощность и время работы сокращаются. Одним словом, аппарат дышит и тем сильнее, чем больше нагрузка, при этом время работы сокращается.

Турбинки

Отдельный и очень важный вопрос — турбинка. Они могут быть именно такой формы. В рисунках ранних вариантов такие турбинки есть.

На первом рисунке турбинка подвешена на поводке, как блесна, и скорей всего вращается в потоке воды, которая по сужающемуся конусу закручивается и сходится в единый уплотненный жгут. От этой турбинки в нашем случае используется именно задний конус. Но в целом для нашего случая она не подходит. На втором рисунке присутствует турбинка с конусом на входе, насечкой или прорезями, меняющими наклон и тем самым направление потока воды, и конусом на выходе, подобному первому рисунку, только без оперения. По аналогии с первым рисунком можем предположить, что она вращается. Каждая пара сходящихся выступов на турбинке образует аналог профиля крыла с закрылком и на них возникает «подъемная сила» закручивающая турбинка в направлении сходящегося угла. Так как в трубе перед форсункой продавливанием или пайкой формируется вращение потока по часовой стрелке, если смотреть сверху, вместе с турбинкой поток провернется против часовой стрелки, но за счет формы и соотношения «крыльев» турбинка не станет вращаться слишком быстро, значит за турбинкой поток воды окажется выпрямленным. В нашем случае у турбинки есть еще одна функция — клапан. И значит, время вращения при движении через нее воды коротко. Также у турбинки появляется обратный ход, за счет вакуума, возникающего в трубе перед форсункой. Вот здесь и есть отсутствующий элемент — сам клапан и седло клапана. Клапан представляет собой конусное кольцо, надевается на входной конус, по типу «конуса Морзе» и плотно сидит на своем месте в процессе работы. Седло устанавливается в форсунке со стороны трубы. Турбинка может быть составной. Крылья могут быть из золота или с напылением. На фото видно, что с одной, с тонким длинным конусом покрытие стерлось ближе к крыльям,а кончик желтый. С другой стороны покрытие стерлось у обоих. На обоих видно наклеп на крыльях Скорей всего турбинка с коротким конусом при попытках запуска клинила. Это видно по длине потертости другой турбинки и навело меня на мысль об отсутствии в форсунке седла.

Технология запуска

Очень важна технология запуска. Например, чтобы запустить аппараты с осевой подающей трубой, необходимо удалить воздух из сифона — верхней части ротора. Для этого сначала наливают воду до выливания из контрольного отверстия, а потом это отверстие перекрывается и под давлением воду подают еще, контролируют уровень воды внутри аппарата по манометру. Вода должна подняться выше сопел ротора и подача прекращается. Какое при этом будет давление на манометре — «ноу хау». Потом вращением ротора воздух из сопел эжектируется в воду, вода через вал поднимается и занимает объем ротора. После чего, не прекращая вращения, открывается контрольное отверстие, и излишек воды сливается. Как только уровень воды упадет до нормы, аппарат переходит в режим разгона и должен быть переключен в режим отбора мощности. Это все заработает, если соблюдены все технические тонкости. В музейном аппарате запуск проще, но поскольку он не доделан и является заготовкой, говорить о запуске не приходится. ♦



Обсудить      На главную 
Hosted by uCoz