Репульсин Виктора Шаубергера

Репульсин (repulsin) — наиболее известное устройство из всего обширного технического наследия Виктора Шаубергера. Прежде всего это объясняется тем, что освободив в 1945 г. концлагерь Маутхаузен, американцы обнаружили немало необычных конструкций в разной степени готовности, среди которых одной из самых загадочных и, по словам уцелевших, одной из самых фантастических по своим возможностям, являлся как раз «репульсин» Шаубергера (помимо своей функции концлагеря, Маутхаузен был хорошо укрытым в глубине каменоломен научно-исследовательским центром нацистской Германии, где работало множество заключённых и интернированных гитлеровцами специалистов).

После войны Шаубергер неоднократно получал предложения восстановить репульсин, однако он отклонял их, мотивируя тем, что человечество ещё «не дозрело» до подобных технологий. Злые языки поговаривали, что Шаубергер ничего не может сделать без своих помощников из числа заключённых, расстрелянных отступающими нацистами, и вообще там использовались совсем не шаубергеровские технологии (намекая, что и все остальные его проекты — не более чем выдумки, которые реализовать невозможно). Однако я склонен считать, что дело было именно в убеждениях самого Шаубергера.


Что нашли американцы в Маутхаузене?
   «А» и «Б» сидели на трубе...
   Центральный клапан
   Внутреннее устройство
   Версия от ВМС США
Что говорил Шаубергер?
   Патент №146141
      Устройство из патента
      Климатор
      О материалах
   О всасывающей турбине
   Вариант «компьютерной» реконструкции репульсина
Предварительные итоги
   Какую конструкцию считать наиболее достоверной?
   Пульсации в репульсине
   О подаче жидкостей и других веществ по центральной оси
   О «дыхании» репульсина

Ещё одно мнение (и дополнительные материалы)

Что нашли американцы в Маутхаузене?

Прежде всего следует определиться с тем, что же было в реальности обнаружено в Маутхаузене? В Интернете встречается множество различных изображений репульсина. Однако после тщательного отбора я могу признать более-менее достоверными всего 7-8 изображений, приведённых ниже. К сожалению, качество большинства из них не выдерживает никакой критики, хотя это лучшее из того, что мне удалось найти.

Кстати, вопрос. Почему, судя по фотографиям, репульсин достался американцам в таком хорошем состоянии? Конечно, можно предположить, что перед их приходом все нацисты поголовно были так заняты расстрелами заключённых, что не смогли уделить толику времени для того, чтобы привести в негодность репульсин — хотя бы дать по нему пару очередей из автомата или несколько раз ударить кувалдой по тонкой меди. А может, это был уже никому неинтересный нерабочий вариант? Или, сохранив образец для американцев, нацисты решили таким образом сделать свой вклад в грядущую «великую битву с коммунизмом»?

«А» и «Б» сидели на трубе...

Начнём с систематизации репульсинов. Часто упоминают о существовании двух типов репульсина, обычно обозначаемых литерами «А» и «Б». Но о том, что именно скрывается за этими литерами, мнения расходятся. Наиболее широко распространено мнение, что оба типа представлены на этих иллюстрациях.

Репульсины A и Б.
Репульсин с защитным колпаком и без него. Иногда первый рисунок называют «репульсин А», а второй — «репульсин Б». Однако скорее всего, это один и тот же экземпляр устройства, — просто в варианте «Б» защитный колпак снят и видно центральный клапан в закрытом состоянии. Обратите внимание, на снимке «А» видно, что «станина» не касается опоры, а стоит конструкция на центральной трубе (или оси), практически скрытой в тени от «станины».

Очевидно, в основе этих изображений лежат фотографии, однако эти фотографии были очень сильно ретушированы вручную во время предпечатной подготовки. В частности, хорошо заметно нарочитое выделение контуров всех важных, по мнению ретушёра, деталей. Поэтому на основании этих картинок более-менее достоверно можно говорить лишь об общем виде устройства. С учётом пропорций, размеров, стараний ретушёра и остальных фотографий я считаю, что таких отдельных устройств в вариантах «А» и «Б» не существовало, а мы видим один и тот же экземпляр с защитным колпаком и без него. Это ошибочное разделение пошло, по всей видимости, от Жана-Луи Наудина, придумавшего разные схемы внутреннего устройства и движения рабочего тела для вариантов «Repulsin-A» (1938-1940 г.г.) и «Repulsin-B» (1944-1945 г.г.). Однако к утверждениям и схемам Наудина следует относится весьма осторожно. Я более согласен с мнением, что «Репульсин-А» имел ротор с множеством спиральных «рогов», а литерой «Б» обозначался захваченный американцами и подробно рассмотренный здесь более поздний вариант с дисковыми мембранами. Кстати, забегая вперёд, отмечу, что если посмотреть материалы Наудина более внимательно, то можно заметить, что под литерой «Б» у него числится «американский» вариант, а литерой «А» обозначена фантазия на тему «нацистского» варианта с колпаком, имеющая центральную «турбину», но почему-то не имеющая волнистых мембран...

Других изображений репульсина с установленным колпаком мне не встречалось (всевозможные варианты приведённого выше и различные компьютерные «реконструкции» не в счёт), поэтому главное внимание на фото «А» следует обратить именно на колпак. В его верхней и нижней частях хорошо видны довольно крупные вентиляционные отверстия, в нижней части объединённые в группы. На них все обращают внимание, пытаясь как-то оправдать необычную форму и высоту колпака особой организацией движения воздуха в нём. Однако почему-то никто не обращает внимание на «поясок» в самом низу колпака в месте его сопряжения с широким рабочим кожухом. Стараниями ретушёра этот «поясок» выглядит как насечка для того, чтобы не скользили руки. Однако с учётом остальных данных я пришёл к выводу, что как раз этот «поясок» и может являться рабочим воздухозаборником, образованным наклонными тангенциальными щелями или пластинами, эффективно захватывающими воздух внутрь установки. Остальной объём колпака в таком случае может отделяться от рабочего объёма репульсина и служить, скажем, для размещения там электростартёра. В таком случае бросающиеся в глаза крупные вентиляционные отверстия нужны для его охлаждения и никак не влияют на рабочие потоки в репульсине.

Возможно и другое назначение «вентиляционных отверстий» в колпаке. В своём патенте Шаубергер упоминал о двух или более «крышках», которые «начинаются на желобах мембраны и конически сужаются по направлению вверх, образуя подобие колпака с закруглённым концом». Возможно, большие отверстия колпаке как раз и предназначались для доступа воздуха к внутреннему колпаку. Впрочем, с учётом фото «Б» я не могу представить, где же должен размещаться второй (внутренний) колпак, — в наличии всего один жёлоб, по диаметру как раз соответствующий диаметру видимого колпака.

Место, где сделаны эти изображения, установить вряд ли возможно, по крайней мере вся окружающая обстановка, судя по всему, тщательно убрана всё тем же ретушёром.

Центральный клапан

Следующая фотография встречается чаще всего. Она может иметь самые разные размеры, иногда её «выравнивают», изменяют яркость, контрастность и резкость, даже переворачивают вверх ногами — однако это одна и та же фотография.

Репульсин.
Репульсин с открытым клапаном.
Здесь контрастность и резкость несколько увеличены мною, для загрузки исходного изображения кликните по фотографии. Рекомендую поэкспериментировать в фоторедакторе с контрастностью и резкостью, но не примите появившиеся артефакты за «проявившиеся» детали!
Источник: http://www.linux-host.org/energie/trepulsin.htm

На этом снимке, на мой взгляд, следует обратить внимание на следующие моменты.

  • «Станина» опирается на землю лишь одним краем. На следующей фотографии видно, что это происходит из-за той же выступающей вниз центральной «оси», на которой стоит репульсин на предыдущем фото «А».
  • Внешнее кольцо-бандаж, выступающее с зазором за край кожуха, выглядит выполненным литьём и держится на шести спицах, уходящих к центру конструкции. Оно размещено ниже металлического колпака. Грубое качество обработки этого кольца позволяет предположить, что эта деталь была неподвижна. Возможно, она вместе со «станиной» представляет собой единое целое. Впрочем, есть доводы и в пользу того, что это кольцо представляло собой силовой каркас всей вращающейся части и было закреплено на станине через ступицу. Качество поверхности для быстрого вращения не слишком принципиально — гораздо важнее центровка. А хорошо заметная выемка на этом кольце в центре фотографии — не пулевая выбоина, а как раз результат выборки металла при балансировке кольца.
  • На внешнем верхнем кожухе (не путать с центральным защитным колпаком!), там где его верхняя, почти плоская часть, начинает загибаться вниз, симметрично размещены 12 отверстий. Исходя из внешнего вида, их часто принимают за пулевые отверстия, но это не так — на других фотографиях видно их строго симметричное расположение. Так что пули здесь не причём.
  • Центральная часть репульсина отделена от основной поверхности внешнего кожуха кольцевой выемкой, являющейся частью кожуха (по крайней мере никаких следов швов или стыков на этом изгибе не видно). На наклонных бортах этой выемки отверстий не видно, но есть ли отверстия или щели на её дне — судить трудно.
  • На вертикальной кромке центральной части выше кольцевой выемки кожуха отчётливо видны окружности, похожие на швы между листами металла. Судя по всему, они образованы четырьмя кольцевыми коническими пластинами, края которых стянуты 6-ю винтами. Возможно, между пластинами имеются зазоры, обеспеченные шайбами на стягивающих винтах, но скорее всего, зазоров там нет, и все они, кроме верхней, являются кольцевыми проставками, а верхняя пластина прижимает к внутренним мембранам центральную «турбину», показанную на следующей фотографии.
  • И, наконец, виден утопленный центральный клапан, открывающий косые «лопатки турбины». Но как раз «турбину» лучше видно на следующей фотографии. Здесь же следует обратить внимание на то, что клапан венчает необычная шестигранная гайка со шлицом. Возможно, эта гайка служила для сопряжения со стартёром, если он размещался в верхнем колпаке.
Разборка репульсина.
Центральная «турбина» репульсина.
Здесь контрастность и резкость несколько увеличены мною, для загрузки исходного изображения кликните по фотографии. Рекомендую поэкспериментировать в фоторедакторе с контрастностью и резкостью, но не примите появившиеся артефакты за «проявившиеся» детали!
Источник: http://www.linux-host.org/energie/trepulsin.htm
«Турбина».

На следующем фото мы видим выемку центральной «турбины» из репульсина. На рисунке справа показан фрагмент этой фотографии — сильно осветлённый и с увеличенной резкостью. Здесь хорошо видно, что наклонные «лопатки» проходят на всю высоту «турбины», однако «щели» между ними не сквозные (иначе при определённом угле они бы просвечивали насквозь) и не слишком глубокие. Пожалуй, лучше назвать их канавками, глубина которых сравнима с их шириной. Кроме того, нижний край «турбины» имеет форму ступеньки. По нему эти «канавки» выходят из центра «турбины» внутрь установки.

Наконец, здесь видна та же ось или труба, на которой стоял репульсин на фото «А». К сожалению, тень слишком густая, и кроме нижнего фланца ничего разобрать нельзя — даже саму ось не удаётся «вытянуть» никакими обработками фото. Зато здесь отчётливо видно, что странный боковой отросток на «станине» с фото «А» весьма похож на ввод электрического кабеля для стартёра. А может быть, это фитинг для подключения какой-то гидравлики или пневматики?

Последняя, но весьма немаловажная деталь — размеры. Судя по рукам человека, общий диаметр репульсина составляет около 1 метра. Наконец, окружающая обстановка позволяет предположить, что эта и предыдущая фотографии сделаны одновременно и отнюдь не в лабораторных условиях, а скорее всего в самом Маутхаузене в 1945 г.

Вот ещё две фотографии репульсина без центральной «турбины». Они практически не встречаются в Интернете, вероятно потому, что качество их весьма низкое (это отсканированные иллюстрации из книги), и на них, строго говоря, не показано ничего такого, чего бы не было видно на других фото.

Репульсин без «турбины».
Репульсин без центральной «турбины». На фото справа виден торец подходящей к станине трубы.

Тем не менее, на левой фотографии можно разглядеть торец трубы, подходящей к станине сбоку. Глядя на него с такого ракурса, видно, что это мало похоже на ввод для электрокабеля. Скорее всего, по этой трубе подавалась вода или какая-то другая жидкость, хотя она могла служить и для подачи (либо откачки) воздуха.

На правой фотографии показан вид на репульсин без центральной «турбины». Может показаться, что «турбина» слишком высока и не могла поместиться под пластиной, окружающей центральный клапан, однако измерения по фотографиям говорят, что это возможно. Так что это может быть тот же самый экземпляр репульсина, что и на предыдущих фото. И хотя здесь не видны явные следы крепления центральной «турбины», её вполне можно было зафиксировать за края прорезей в мембране либо за ступицу. К сожалению, похоже, что эти фотографии могут быть «доработаны». По крайней мере я не вижу естественных объяснений для странного отсутствия части тени под репульсином в левой части правой фотографии, если только он не стоит на краю достаточно высоко размещённой площадки (высотой не менее 3–4 метров)...

Внутреннее устройство

Последняя группа фотографий касается внутреннего устройства репульсина. Они встречаются реже, чем фото внешнего вида, но представляют не меньшую ценность.

Внутреннее устройство репульсина.
Внутреннее устройство репульсина. Слева верхняя мембрана установлена, справа она снята и видна нижняя мембрана.

На них репульсин показан без внешнего кожуха, центральной «турбины» и центрального клапана, поэтому очень хорошо видны его мембраны. В центре находится ступица с шестью шпильками, из которых 2 сломаны или частично вывернуты вниз. Судя по этим шпилькам, это именно тот экземпляр, что показан на предыдущих фото без центральной «турбины». Ось в середине имеет небольшое отверстие. С учётом общего диаметра репульсина диаметр ступицы можно оценить как 10 см, а диаметр центрального отверстия — примерно 1 см. Добавлю, что по фотографиям можно предположить (хотя и без абсолютной уверенности), что внешняя поверхность центральной оси имеет форму шестигранника, а значит, могла служить для передачи вращения или, наоборот, для предотвращения проворачивания расположенных выше узлов (как и гайка на центральном клапане на предыдущих фотографиях).

Каждая мембрана имеет волнообразную поверхность, образованную пятью концентрическими выступами и четырьмя внутренними впадинами между ними, которые, судя по всему, весьма точно подходят друг к другу. На стенках двух внутренних впадин верхней мембраны хорошо просматривается своеобразное «рифление» или прорези, отсутствующие на двух внешних впадинах и на всей нижней мембране. Возможно, число этих «рифлений» или прорезей соответствует числу «лопаток» центральной «турбины», а сама она своим нижним выступом как раз надевалась на второй от центра выступ верхней мембраны.

По внешнему краю межмембранного пространства установлены направляющие-лопатки, представляющие собой частично лежащие друг на друге пластины со специальной формой верхней кромки. В совокупности с накрывающей большую часть их длины верхней мембраной они образуют множество изогнутых каналов, ведущих из межмембранного пространства наружу. Образуют ли их нижние кромки подобные каналы между нижней мембраной и нижним диском, по данным снимкам сказать нельзя. На фото нижней мебраны хорошо заметна спиральная проточка на внешних лопатках. Вряд ли это дефект в результате аварии — скорее всего, она сделана преднамеренно. При внимательном рассмотрении на противоположной стороне репульсина можно рассмотреть начало аналогичной проточки. Другой её край, судя по всему, находится за границей фото.

Здесь мы видим те же 12 отверстий, что и во внешнем кожухе — они проходят прямо через верхнюю мембрану и через лопатки. Кроме того, на обеих мембранах имеется 6 отверстий непосредственно перед лопатками. К сожалению, по этим фотографиям невозможно судить, связаны ли эти отверстия со спицами литого колеса-бандажа. А может быть, это следы креплений верхней пластины, прижимавшей центральную «турбину» (их как раз 6)? Но для этого, на мой взгляд, они расположены слишком далеко от оси установки — им бы надо было быть ближе к центру на пару волн...

Нижний диск.

Некоторое недоумение вызывает ступица на фотографии нижней мембраны — она как две капли воды похожа на ступицу, прижимающую верхнюю мембрану. Возможно, это та же самая ступица, поставленная обратно, чтобы зафиксировать нижнюю мембрану. В таком случае следует сделать вывод, что без неё центр нижней мембраны стремился несколько «подняться» (а может, опуститься?), что говорит о существенной упругости мембраны. И в любом случае, можно констатировать, что расстояние между мембранами весьма мало и составляет максимум 2-3 см, но, скорее всего, в среднем примерно 1 см.

Наконец, слева показан нижний опорный диск ротора репульсина c полностью снятыми мембранами. Здесь мы видим те же внешние наклонные «лопатки», сквозь которые проходят 12 отверстий от рабочего кожуха, а перед ними на специальном небольшом выступе (или прокладке) — ещё 6 отверстий, очевидно служащих для крепления мембран. Кстати, отсюда можно сделать вывод, что эти 6 винтов фиксировали край нижней мембраны, которая была меньше верхней и заканчивалась непосредственно перед внешними «лопатками». Кроме того, эти 6 винтов дополнительно прижимали верхнюю мембрану к нижней там, где межмембранное пространство переходило в криволинейный канал, ведущий наружу.

Очень хорошо видно, что внутренние 6 отверстий сдвинуты относительно внешних 12 несимметрично. Но судя по остальной конструкции, это вряд ли вызвано какой-то особо важной причиной и может объясняться сиюминутными технологическими удобствами при их разметке и изготовлении. На верхних фотографиях с мембранами это странное смещение также имеет место.

К сожалению, качество фотографий слишком низкое, чтобы можно было определить, идёт ли от внешнего края лопаток вниз круглая «юбка» — практически вертикально до самого кольца-бандажа, — или это всего лишь тень от ротора. Тем не менее, у меня есть ощущение, что такая «юбка» всё-таки имеется.

Версия от ВМС США

В заключение этой части хочу привести достаточно известную схему репульсина, относящуюся как раз к подобной конструкции.

Схема движения воздуха в репульсине.
Схема устройства репульсина. A — внешний кожух; B — верхняя мембрана; C — нижняя мембрана; D — нижняя опорная пластина; E — внутренняя юбка; W — межмембранное пространство (рабочая полость); s — воздухозаборные щели; t — внешние лопатки «турбины».
Аналогичный рисунок в книге «Энергия воды» (с.252) снабжён следующей подписью:
«Репульсин (законченная модель). Примечание: разрешение на опубликование любезно предоставлено командиром Ричардом Фиербендом, ВМС США».

Сразу следует сказать, что поскольку этот рисунок является как бы официальной публикацией засекреченных материалов, относиться к нему следует весьма осторожно, так как он может не содержать важных деталей или содержать намеренно введённые искажения. Сравнивая его с вышеприведёнными фотографиями, можно отметить следующее.

  1. На фотографиях, в том числе со снятым кожухом, отсутствует внутренняя «юбка» E показанной на этом рисунке формы, зато вероятно имеется вертикальная «юбка», образующая расширяющееся пространство. Это может принципиальным образом влиять на характер движения воздуха после прохождения им внешних «лопаток турбины».
  2. Полностью отсутствует центральная «турбина» и центральный клапан (который, кстати, толком не показан ни на одной из фотографий).
  3. В связи с отсутствием центральной «турбины» и клапана внешний кожух A имеет совершенно другую конструкцию центрального отверстия — ни на одном фото «нацистского» варианта зазор между кожухом A и верхней мембраной B не просматривается, а на «американском» рисунке этот зазор весьма велик.

Можно предположить, что это «окончательный» вариант репульсина после его доработки Шаубергером в 1957-58 г.г. в Америке (Техас), и именно этим объясняются его заметные отличия от «нацистского» варианта 1945 г. Тем не менее, на основе фотографий и этой схемы можно с большой степенью вероятности утверждать, что ротор состоял из полой оси, открывающейся в межмембранное пространство, и жёстко связанного с ней пакета, который состоял из опорного диска, двух мембран и верхнего кожуха специфической формы.

Обязательная необходимость центрального клапана находится под вопросом. Возможно, в «нацистском» варианте он служил для регулирования оборотов за счёт ограничения забора воздуха и потому принциального значения для работы репульсина не имел, хотя нельзя исключить, что он не показан именно в целях дезинформации.

И наконец, последнее, но не менее важное замечание. На рисунке хорошо видно, что расстояние между мембранами линейно уменьшается по мере удаления от центра, а поскольку длина окружности при этом также линейно увеличивается, то сечение межмембранного пространства остаётся неизменным на любом расстоянии от центра. На фотографиях этого, конечно, увидеть нельзя.

Что говорил Шаубергер?

Теперь настала пора посмотреть, а что же писал по этому поводу сам Шаубергер?

Патент №146141

На странице 248 в книге «Энергия воды» (здесь и до конца текста ссылки на страницы относятся к этой книге) приведён рисунок к патенту Шаубергера №146141. Патент датируется мартом 1940 г., то есть относится к тому времени, когда Австрия была уже давно аннексирована «Третьим рейхом», но задолго до создания репульсина, обнаруженного американцами. Возможно, это как раз первые результаты осмысления Шаубергером опытов с вариантом «А», закончившихся, как известно, «конфузом» со взлётом опытного образца прямо через крышу и его разрушением (говорят, что именно после этого происшествия Шаубергер был обвинён во «вредительстве» и сменил статус «вольнонаёмного специалиста» на заключённого).

Устройство из патента
Схема к патенту №146141.
Схема к патенту №146141. 1 — верхняя мембрана; 2 — нижняя мембрана; 3 — межмембранное пространство; 4 — верхняя опорная пластина; 5 — нижняя опорная пластина; 6 — изолирующая плотная каучуковая прослойка; 7 — в тексте не указано (наиболее вероятно, что это либо отверстия в верхней мембране, либо проставки, фиксирующие расстояние между мембранами); 8 — миниатюрная барокамера; 9 — щели для засоса воздуха; 10 — центральная часть; 11 — кольцевая прокладка; 12 — полая ось; 13 — чашевидный отсек с внутренним рифлением; 14 — выходные отверстия из чашевидного отсека в межмембранное пространство; 15 — миниатюрная барокамера.

Мембраны предполагается выполнить посеребрёнными или из амальгамированной меди. «На верхней мембране должны быть смонтированы две (или больше) крышки таким образом, что они начинаются на желобах мембраны и конически сужаются по направлению вверх, образуя подобие колпака с закруглённым концом» (с.247). На рисунке эти крышки не показаны, но, скорее всего, предполагалось нечто подобное центральному защитному колпаку на фото «А» «нацистского» варианта репульсина (в скобках замечу, что об отверстиях или прорезях в этих крышках здесь ничего не говорится). Несколько непонятно замечание Шаубергера относительно того, что «такую же форму имеют миниатюрные барокамеры (8 и 15)». Возможно, здесь имеется в виду профиль жёлоба между волнами верхней мембраны, который и образует «барокамеру». Далее говорится, что «Верхняя мембрана имеет форму яйца. Эта форма помогает сформировать основной вихрь, который вращается вокруг неё.» Но верхняя мембрана на рисунке никак не похожа на яйцо. Может быть, имеется в виду не показанный здесь кожух, — аналогичный тому, что мы видим на «нацистском» варианте? «Воздух засасывается через щели на мембранах (9) и дует на лопатки, проходя во внутреннюю камеру» (с.247). Здесь опять непонятно, о каких лопатках идёт речь. Может быть, имеются в виду отогнутые края прорезей в мембране? Никаких «лопаток турбин» на рисунке не обозначено и не просматривается. Впрочем, там есть неподписанные странные зачернения межмембранного пространства посередине полуволн мембран, судя по всему, идущие спирально по всему этому пространству и заканчивающиеся у внешнего выхода из него. Это явно не случайные помарки. Может быть, это и есть те самые лопатки?

Но почитаем дальше. «Лопатки турбины передают импульс верхней мембране, она начинает вращаться вокруг оси. Когда скорость вращения достигает критического уровня, воздух между двумя мембранами тоже начинает вращаться вокруг своей собственной оси, что создаёт дополнительные вихри воздуха. Они увеличивают поперечную энергию. По мере того как периферийная скорость будет расти из-за большего радиуса, потоки станут всё более скручены вместе. Через некоторое время они сойдут с мембраны и будут с большей силой воздействовать на лопатки турбины, создавая мощный вращательный момент. Теперь турбина используется как источник энергии для генератора. В качестве материала для двух пластин (1 и 2) можно применять синтетическую резину; если при этом морская вода проходит через всасывающую камеру (3), то в процессе создаётся пресная, пригодная для питья вода» (с.247-248).

И, наконец, говоря о назначении полой оси, Шаубергер отмечает, что «камера (3) соединяется с трубкой (12), которая подаёт твёрдые, жидкие и газообразные ингредиенты, преимущественно локализирующиеся на оси вращения» (с.251). Является ли такая подача необходимым условием работы установки или это дополнительная опция — не уточняется.

Климатор

Возможно, что-то сможет прояснить эскиз другой машины подобного устройства — климатора, — датируемый августом 1945 г., когда Шаубергер находился в американском фильтрационном лагере Леонштайн.

Климатор.
Эскиз климатора. «Энергия воды», с.227.

Более подробно климатор был рассмотрен в статье JohnCorn'а в разделе «Авторских материалов» данного сайта. К сожалению, в конце 2014 года по просьбе автора статья была удалена. Тем не менее, ниже я привожу использованные в ней материалы Шаубергера с минимальными комментариями.

Климатор.
Англоязычный вариант схемы климатора. Подписи читаются лучше.
Климатор.
Шаубергеровский эскиз климатора.
Климатор.
Эскиз работы межмембранного пространства.
О материалах

Особого внимания заслуживают материалы, из которых Шаубергер рекомендует изготавливать мембраны репульсина. Сначала он говорит о «посеребрённой или амальгамированной меди» (с.247). Однако чуть ниже упоминается, что «в качестве материала для двух пластин (1 и 2) можно применять синтетическую резину» (с.248), а цифрами 1 и 2 на рисунке из патента как раз обозначены мембраны репульсина. Наконец, ещё немного дальше он говорит, что «материал, из которого сделаны стенки камер, — это посеребрённая или амальгамированная медь или позолоченный металл» и тут же — «материал, из которого сделаны стенки камер, — это синтетические смолы (пластик) или пластик со встроенными фрагментами посеребрённой или амальгамированной меди или из позолоченного металла» (с.249-251).

Итак, мы имеем в качестве возможных материалов прежде всего, конечно, медь, серебро и золото, которые Шаубергер всегда рекомендует в качестве оптимальных материалов — это лучшие электропроводящие материалы, — но наряду с ними и пластик с включениями этих металлов (при этом не оговаривается условие обязательного электрического контакта таких включений между собой), а также явно диэлектрические пластик и синтетический каучук. Поэтому можно заключить, что электропроводность материала стенок хотя и желательна, но не принципиальна для работы установки. Подтверждением этого является и труба для транспортировки руды, хотя и имеющая медные вставки, но в основном выполненная из вполне диэлектрического дерева.

Можно предположить, что большую роль играет достаточная гибкость и упругость материала стенок, обеспечивающая возможность «пульсации» мембран.

О всасывающей турбине

Репульсин (называемый в патенте «турбиной») считается воздушным устройством, однако у Шаубергера есть и описание работы водяной всасывающей турбины, также состоящей из двух мембран (с.244-246).

В турбине всасывания вода двигателя, единожды достигнув нужной вращательной скорости, уже не требует дополнительной силы.

Движимая центростремительно, эта вода тем быстрее устремляется вверх, чем быстрее вращается всасывающая турбина.

Закрученная вверх вода проходит через двойную мембрану и движется так, что вращается против часовой стрелки при одновременном вращении вокруг собственной оси, её скорость увеличивается по направлению к периферии.

Движение между мембранами можно сравнить с движением лыжника, он ритмично перемещает вес тела с одного бока на другой, таким образом увеличивая скорость спуска. Чем быстрее чередование в смещении веса тела, тем выше скорость.

То же самое происходит в турбине всасывания, посредством чего в ходе вышеупомянутого закручивания и движения и ускорения почти без трения вода двигателя становится определённо более плотной, она приближается к точке аномалии — «биологической точке зеро». Теперь, почти гомогенная вследствие этой специфической формы движения, эта вода аккумулирована в кольцевой зоне давления.

А кольцо из форсунок, встроенных по периферии этого кольца, интенсивность увеличения давления зависят от скорости вращения вспомогательного мотора. Апертуры этих форсунок должны быть малы, но достаточны для того, чтобы выпускать накопленное избыточное давление. Затем вода на высокой скорости проходит на систему особо сконструированных лопастей (они немного похожи на лопасти гидротурбины Пелтона, только перевёрнутые и расположенные на манер венка).

Снова вода фактически свободна от давления и далее ускоряется посредством яйцевидной формы благодаря тому, что её радиус увеличивается по направлению к основе. Эта заново ускоренная вода закручивается ешё раз, становясь определённо более плотной в процессе, и на высокой скорости входит в герметично запечатанную барокамеру по периферии (тангенциально). В процессе создаётся дополнительное гидравлическое давление, которое устремляется по направлению к нижнему всасывающему концу закрученной трубы — ещё раз в противоположном направлении, угол наклона которого проектируется таким образом, что вышеупомянутое дополнительное давление также остаётся постоянным. То есть уже не может поступать большее количество воды, потому что достигнута предельная вращательная скорость.

Если вышеупомянутая вращательная скорость увеличивается посредством движущего мотора, то количество закрученной вверх воды также увеличивается, и естественно вызванное дополнительное давление увеличивается в квадрат в отличие от искусственно создающегося давления в традиционных турбинах.

Не правда ли, весьма напоминает «американскую» версию репульсина, только вместо забираемого сверху воздуха используется всасываемая снизу вода?

Вариант «компьютерной» реконструкции репульсина

Ниже показан достаточно известный «компьютерный» вариант реконструкции репульсина. Я привожу его для того, чтобы наглядно показать систему воздухозабора и «миниатюрных барокамер», описанную в патенте №146141.

Вариант компьютерной реконструкции.
Компьютерная 3D-модель конструкции репульсина, близкой к описанной в патенте №146141.

Следует подчеркнуть, что этот вариант имеет очень существенные отличия и от патента, и от «нацистского» варианта, и от «американского» варианта. Тем не менее, организация воздухозабора (но не выпуска воздуха!) у него идентична описанной в патенте. Была ли реализована эта конструкция в металле и если да, то чем закончились её испытания — мне неизвестно. Однако вряд ли эта схема работоспособна как таковая, поскольку перфорация верхней части внешнего «бублика», судя по всему, предполагает центробежный выпуск воздуха, а это противоречит всем принципам Шаубергера.

Предварительные итоги

Итак, какие выводы можно сделать из имеющейся информации? Начнём с самых общих вопросов.

  1. Репульсин, безусловно, существовал — это доказывают и достаточно многочисленные очевидцы, и фотографии. Предполагалось ли его использование в качестве двигателя-движителя летательных аппаратов либо он рассматривался лишь как безтопливная силовая установка — по большому счёту остаётся неизвестным. Но и последний вариант является более чем заманчивым. Сам Шаубергер по поводу левитации репульсина ничего определённого не говорит.
  2. Скорее всего, опытные образцы показали достаточно впечатляющие результаты, чтобы нацисты даже в жёстких условиях 1945 года продолжали эти работы. Очевидно, что и американцы не просто так более 10 лет настойчиво добивались сотрудничества Шаубергера в восстановлении репульсина.
  3. Тем не менее, по всей видимости конструкция так и осталась недоработанной, поскольку в серийное производство, даже как безтопливный источник энергии, не пошла. Вероятно, это связано с полным отсутствием теории происходящих там процессов, а без Шаубергера эмпирическая доводка до серийного образца (хотя бы опытной партии) оказалась невозможной.

Теперь перейдём к техническим аспектам.

Какую конструкцию считать наиболее достоверной?

На этой странице приведены три конструкции «от Шаубергера» — из патента 1940 года, а также «нацистского» и «американского» вариантов. Все они содержат две мембраны с волнообразным профилем, сквозь которые должен двигаться воздух, но в других деталях отличаются весьма сильно.

В качестве базового я склонен предпочесть «американский» вариант — как последний по времени и наиболее простой по конструкции. К тому же, судя по всему, он достаточно легко — добавлением центральной «турбины» и центрального клапана — превращается в более усложнённый «нацистский». Вариант из патента №146141 я считаю предварительным и потому наименее отработанным — его не стоит воспринимать как непосредственное руководство к действию.

Многочисленные варианты от различных «толкователей» Шаубергера я не рассматриваю — ведь по сути, они являются их собственными конструкциями «по мотивам» шаубергеровского репульсина. Тем более, что заслуживающими доверия данными о том, что кому-то из них реально удалось получить дополнительную энергию, я не располагаю.

Пульсации в репульсине

Шаубергер постоянно акцентирует внимание на необходимости использования прерывистых, пульсирующих процессов. Да и само название — «репульсин» — как бы говорит об этом. Тем не менее все рассмотренные выше варианты представляют собой на первый взгляд абсолютно «прямоточные» конструкции без каких-либо клапанов или заслонок. Правда, на «нацистском» варианте явно виден странный центральный клапан, перемещающийся вверх и вниз. Однако нет никаких сведений о нём кроме того, что можно увидеть на двух фотографиях (одна из которых крайне низкого качества). В «американском» варианте и в патенте также нет никаких намёков на этот клапан. В связи с этим я считаю, что этот клапан пока в расчёт брать не стоит. К тому же у нас есть и другие способы добиться пульсирующих процессов — без каких-либо клапанов.

Дело в том, что любое вихревое образование является квазистационарным. Это означает, что даже если оно остаётся на одном месте и сохраняет свои общие параметры неизменными в течении очень долгого времени, в каждой отдельно взятой точке внутри его объёма давление постоянно меняется при прохождении через него локальных уплотнений и разрежений, обусловленных постоянно движущимися вихревыми жгутами — их стенок, середин и промежутков между ними. В результате каждый фиксированный участок стенок мембран, меж которыми и бушуют основные вихри, будет испытывать постоянные колебания давления. Естественно, в силу некоторой жёсткости мембраны, она будет стараться как-то «усреднить» эти колебания, но очевидно, что поверхности мембран из-за не слишком большой жёсткости и интенсивных вихревых процессов в межмембранном пространстве будут в той или иной мере колебаться (как именно — единым целым или относительно независимыми частями, скорее всего, концентрическими, — это другой вопрос).

С механической точки зрения использованные в репульсине мембраны волнообразного профиля представляют собой как бы плоский сильфон (не путать с сифоном!). Сильфон является конструкцией весьма подвижной и в технике используется при необходимости герметичного соединения подвижных относительно друг друга полостей. Наиболее распространённый пример сильфона — подводка для газовых плит, выполненная в виде гофрированной металлической трубки (обычно из нержавейки), которая по своей гибкости вполне сравнима с аналогичным резиновым шлангом. Мембраны репульсина представляют собой примерно то же самое, но предназначены для изгиба не влево-вправо, а внутрь-наружу. Кстати, ту же роль выполняют валики и желобки на крышках консервных банок, — это сделано для компенсации изменения объёма их содержимого при изменении температуры, чтобы возникающие перепады давления не разорвали и не смяли банку.

В том, что подобное движение мембран предусмотрено специально и обеспечено конструктивно, меня убеждают следующие два факта. Во-первых, во всех вариантах мембраны крепятся лишь к центральной ступице и по внешнему краю. Крепление их к жёстким конструкциям в остальных местах не предусмотрено. Если бы было важно точно сохранить геометрию межмембранного пространства, мембраны следовало бы выполнять из более толстого металла (либо вообще фрезеровать из цельной болванки), или, по крайней мере, предусматривать их крепление к жёсткому опорному диску и внешнему кожуху так часто, как это возможно. Но ничего подобного не наблюдается. Во-вторых, на «американском» эскизе явно видны существенные зазоры между опорным диском и нижней мембраной и между рабочим кожухом и верхней мембраной, причём зазоры эти даже больше, чем высота межмембранного пространства. Если зазор между кожухом и верхней мембраной ещё можно попытаться объяснить какой-либо необходимостью движения воздуха, то пространство между нижней мембраной и опорным диском — глухое, и единственное разумное оправдание зазору, создаваемому специальной прокладкой возле оси, — это необходимость обеспечения колебаний мембраны с достаточно большой амплитудой!

Вероятно, по этой же причине воздухозаборные щели отсутствуют в самом близком к оси гребне — он слишком близко к ступице, и жёсткость мембраны ещё не позволит ей колебаться там с необходимой амплитудой.

Наконец, следует обратить внимание, что некоторые из материалов, рекомендованных Шаубергером для изготовления репульсина, являются отличными проводниками, другие — хорошими диэлектриками, но все они, будучи в виде листов, обладают неплохой упругостью и хорошей прочностью. А именно эти качества важны в условиях постоянных колебаний мембран!

Таким образом, можно почти наверняка утверждать, что мембраны репульсина во время работы испытывали значительные колебания вверх и вниз. Более того, именно малая жёсткость мембран относительно перемещений в вертикальной плоскости способствует развитию и усилению таких колебаний определённой (резонансной) частоты. В общем случае эти колебания могут быть как синфазными (обе мембраны двигаются вниз или обе вверх, а межмембранное расстояние остаётся практически неизменным), так и противофазными (одна мембрана движется вверх, а другая в это время — вниз, затем наоборот; межмембранное расстояние то увеличивается, то уменьшается, вплоть до возможного схлопывания мембран). Очевидно, что должным образом организованное противофазное движение мембран способно обеспечить эффективную прокачку воздуха в межмембранном пространстве. Тем не менее, я склоняюсь к тому, что колебания мембран были близки к синфазным. Это обусловлено не только тем, что для прокачки в противофазном режиме к мембранам необходимо подводить очень много энергии (либо они должны запасать много энергии за счёт собственной упругости в резонансных режимах работы), но и принципами, которые декларировал Шаубергер. При этом движение мембран не было идеально синфазным, но их расхождения автоматически корректировались — одна из них «подтягивала» за собой другую при её «отставании» за счёт локального уменьшения давления в межмембранном пространстве, либо, наоборот, «подталкивала» притормозившую за счёт такого же локального увеличения давления, — также, как внешняя оболочка плевральной полости толкает или тянет за собой лёгкие при дыхании. В результате правильно настроенные мембраны могли локально подстраиваться под вихревые потоки наилучшим образом и стимулировали их развитие и усиление. При этом сами по себе колебания мембран связаны со скоростью вращения ротора лишь опосредовано — через интенсивность вихрей, возникающих при движении вещества в межмебранном пространстве.

Следует отметить, что говорить о каком-то выраженном постоянном резонансе здесь не приходится — прежде всего потому, что даже при мощностях порядка киловатта это привело бы к неминуемому и быстрому разрушению мембран. Если какие-то резонансные явления в мембранах и имели место, то они должны были иметь низкую добротность, чтобы не пойти «вразнос».

И, наконец, очевидно, что столь сложные нестационарные процессы вряд ли можно с приемлемой точностью рассчитать даже на современных компьютерах — необходимо учесть слишком много факторов, взаимовлияние которых изучено очень плохо. Достаточно полному аналитическому расчёту эта ситуация в принципе не поддаётся. Поэтому единственным способом настройки, похоже, оставался эмпирический подбор параметров, исходя из общего понимания происходящих процессов и личного опыта. Эти знания и навыки — существенная, если не основная часть ноу-хау репульсина, — были у Шаубергера, но он не захотел (или не смог) передать их другим. В результате репульсин так и остался штучным изделием. Возможно, имея рабочий образец, не так сложно сделать его реплику, но заставить работать изделие с другими параметрами (размерами и мощностью) без Шаубергера, судя по всему, так никому и не удалось, — а ведь только после этого можно говорить о производстве репульсинов для использования в каких-то практических целях.

О подаче жидкостей и других веществ по центральной оси

Ещё одна особенность конструкции репульсина — это полая ось. В патенте №146141 прямо говорится о её назначении, — по ней подаются «твёрдые, жидкие и газообразные ингредиенты, преимущественно локализирующиеся на оси вращения». В «нацистском» варианте мы также видим полую центральную ось, правда, явных указаний на то, что её полость соединяется с межмембранным пространством, нет, но нет и обратных данных. Наконец, в эскизе «американского» варианта можно разглядеть, что межмембранная проставка на оси отличается от крайних проставок, и возможно, даже содержит нечто подобное каналам со спиральными стенками, выходящим от оси в межмембранную полость. Штриховка самой оси там также нестандартна, — не соответствует обозначению монолитных деталей (тех же проставок) и вполне может подразумевать наличие центральной полости, проходящей по всей длине оси. По крайней мере на «американском» эскизе этот вопрос нарочно затемнён — в самом прямом смысле слова!

В связи с этим возникает вопрос: является ли подача жидкостей (прежде всего, конечно, воды) по центральной оси в межмембранное пространство неотъемлемым условием работы репульсина и, соответственно, частью «ноу-хау» Шаубергера, или это опционное условие, лишь позволяющее получить от его работы дополнительную пользу? В таком случае оно однозначно не нужно в сугубо «военных» вариантах репульсина. Тем не менее, выступающая вниз за «станину» центральная труба в «нацистском» варианте может быть предназначена как раз для забора жидкости из резервуара, находящегося ниже «станины». Теоретически, её назначением может быть и передача механических усилий, но обычно в технике редко используют столь далеко торчащие силовые валы, до такой степени связанные с двигателем, что при разборке и ремонте проще всю конструкцию неустойчиво взгромоздить на этот вал, рискуя повредить подшипники и уронить аппарат от любого случайного толчка, нежели демонтировать вал и опереть всё на прочную устойчивую станину. А вот в случае забора жидкости может быть важна гладкость и непрерывность внутренней поверхности трубы, и тогда такая длинная труба будет вынужденно оправдана...

Сразу предвижу оговорки: но ведь в патенте Шаубергер упоминал не только жидкости, но и газы, и твёрдые вещества! Но как можно подавать твёрдые вещества по полой оси в сухом виде? Я вижу только один способ — измельчёнными в пыль, в виде аэрозоля. Но свойства такой «пыли», особенно очень мелкого помола (как мука), во многом подобны свойствам жидкости! А помня, что Шаубергер считал воду главным «пособником» в различных преобразованиях веществ, скорее всего он предполагал подавать газы и твёрдые вещества не в чистом виде, а «подготовленными» — газы предварительно растворять в воде или насыщать воду их пузырьками, а твёрдые вещества подавать в виде водного раствора или взвеси, — также, как при работе другого его устройства — репульсатора.

Поэтому нельзя исключать, что поступление жидкости (возможно, в смеси с газами или твёрдыми веществами) по полой центральной оси в межмембранное пространство является необходимым условием работы репульсина. Что это даёт? Подача достаточного количества воды в междисковое пространство может привести к образованию там своего рода «водяных пробок», динамических гидрозатворов, под действием центробежных сил, перемещающихся от центра к периферии вперемешку с воздушными зонами. А это значительно повышает импульсный, периодический характер всех процессов в межмембранном пространстве. На этом основано одно из наиболее убедительных объяснений работы репульсина в Интернете (к сожалению, сейчас оно недоступно). Вспомните, как ведёт себя поливочный шланг с узким наконечником при включении воды, когда из него просто выходит воздух или вода — вполне спокойно и предсказуемо, — и в тот период, когда из него вылетает вода вперемешку с большими порциями воздуха — при том же (даже не слишком сильном) напоре удержать его стоит гораздо больших усилий, весь шланг извивается и дёргается как живой, а «выплёвываемая» им вода летит дальше, чем потом, когда весь воздух из шланга выйдет.

Тем не менее, должен ещё раз сказать, что обязательное использование жидкости не является однозначно установленным условием работы репульсина, и сам Шаубергер об этом ничего явно не говорит. В то же время, на странице 190 в книге «Энергия воды» можно видеть эскиз чисто воздушной вихревой имплозионной машины, так что полностью исключать вспомогательный характер подачи дополнительных веществ в репульсин нельзя.

О «дыхании» репульсина

Update 2014. Виктор Шаубергер часто называл свои машины «дышащими», уподобляя их работу дыханию живых существ. После длительного размышления, я пришёл к выводу, что помимо описанных выше, существует и другой механизм пульсирующего «дыхания», основанный на упругих свойствах мембран и не требующий гидрозатворов. Условием для его реализации является такое ограничение входа воздуха в межмембранное пространство, которое бы в рабочем режиме не позволяло бы притекающему рабочему телу (воздуху) компенсировать его удаление из этого пространства. Рассмотрим этот механизм.

Схема прерывания потока.
Схема организации прерывания потока рабочего тела между мембранами (пульсирующее «дыхание» репульсина). Серым цветом показаны вспомогательные элементы — проставки у оси (слева) и периферийные лопатки (справа), а также нижняя пластина и верхний выгнутый кожух-«таз».

На первом этапе (верхняя схема) всё межмембранное пространство заполнено рабочим телом, поступающим от оси вращения (слева) к периферийным «лопаткам» (справа). Однако отсос рабочего тела идёт интенсивнее, чем его всасывание от центральной оси. В результате в межмембранном пространстве нарастает разрежение, и под действием наружного давления мембраны начинают сходиться, постепенно уменьшая просвет канала. Наконец, внешнее давление сводит мембраны настолько сильно, что просвет практически перекрывается (средняя схема). Однако проставки возле оси и лопатки на периферии не дают сомкнуться краям межмебранного пространства, поэтому периферийный отсос не ослабевает, не прекращается и поступление новых порций рабочего тела из центра вращения.

Продолжающийся отсос увеличивает разрежение во внешней части межмембранного пространства, усиливая прижим мембран друг к другу. С другой стороны, поступающие от центра новые порции рабочего тела увеличивают давление между мембранами со стороны оси. В результате область смыкания мембран перемещается к периферии, одновременно увеличивая степень разрежения в периферийной части до максимальной и повышая давление в центральной части межмембранного пространства до уровня, близкого к внешнему давлению (нижняя схема). Наконец, область смыкания мембран настолько приближается к периферии, что разрежения уже недостаточно для преодоления упругости мембран, внешний край которых жёстко разделяют внешние лопатки. Мембраны расходятся, и рабочее тело из центральной части межмембранного пространства вырывается в периферийную область высокого разрежения, выравнивая давление по всему межмебранному каналу и возвращаясь к исходной стадии (верхняя схема).

Как создать отсос рабочего тела и разрежение на периферии? Достаточно раскрутить устройство, и если каналы-выходы направлены назад, то в них образуется разрежение. А если тангенциальная скорость на периферии превысит скорость звука, то это разрежение приблизится к вакууму. Насколько быстро надо раскрутить колесо? Для достижения на периферии скорости звука колесо диаметром 1 м надо раскрутить до 6500 об/мин, а колесо диаметром 60 см — менее, чем до 11000 об/мин. Как видно, цифры совсем не фантастические и вполне сравнимы, а то и намного меньше тех, что часто приводятся для разных установок Шаубергера.

Лопатки репульсина.
Периферийные направляющие-лопатки репульсина.

На фотографии хорошо видна косая укладка периферийных лопаток. Если рассматривать её с точки зрения использования реактивной силы истекающих наружу газов, она неоднозначна — с одной стороны, направление образуемых пластинами каналов как бы подразумевает вращение репульсина по часовой стрелке, с другой стороны, при этом они должны «отталкивать» гораздо более пологую грань пластины, не столько ускоряя вращение ротора, сколько отталкиваясь вверх и на большей части лопатки упираясь в закрывающую большую часть лопаток верхнюю мембрану. Впрочем, это может быть сделано для организации сприрального закручивания выходящих через лопатки струй рабочего тела.

За счёт чего в данном случае может браться энергия для разгона и поддержания вращения ротора? Как известно, при нормальном давлении часть механической энергии частиц газа (в том числе и воздуха) находится в потенциальной форме. При этом их действующая скорость (средняя, равная удвоенной скорость звука) из-за ограничивающего влияния соседних частиц меньше максимально возможной, обусловленной их полной энергией и реализуемой при истечении газа в вакуум (или в область достаточно сильного разрежения), где подобные сдерживающие факторы отсутствуют. Для относительно больших межмолекулярных расстояний (при давлениях ниже атомосферного или ненамного превышающих его), когда сила взаимодействия обратно пропорциональна 6-й степени расстояния между частицами газа, и максиимальная скорость часть превышает их среднюю скорость примерно на 20%. В общем-то, для обычного атмосферного давления это уже немало, поскольку потенциальная энергия 1 килограмма воздуха при нормальном давлении составляет .

Ещё одно мнение (и дополнительные материалы)

Через несколько месяцев после публикации этого материала я получил интересную статью от JohnCorn, с которой можно было ознакомиться в разделе авторских материалов. В ней рассматривались те моменты, которые я не смог рассмотреть подробно из-за отсутствия достаточной информации (верхний колпак, центральная «турбинка» с крышкой и пр.). Кроме того, там весьма аргументировано излагались подходы к некоторым моментам, кардинально отличающиеся от изложенных выше. В частности это чисто «воздушный» механизм работы репульсина (без использования жидкости), горизонтальная труба, входящая в станину, трактуется как вал углового редуктора и др.

К сожалению, эта статья, как и статья о климаторе, в конце 2014 года по просьбе автора была удалена с сайта. Тем не менее, ниже я привожу использованные в ней иллюстрации по репульсину, имеющие лучшее качество или не использованные на данной странце.

Репульсин А.
Более качественное изображение варианта А (ретушированное).
Репульсин Б.
Более качественное изображение варианта Б (ретушированное).
Репульсин.
Цветное фото репульсина. Обратите внимание на другой цвет металла в районах воздухозаборных щелей и ступицы.
Репульсин.
Репульсин.
Репульсин.
Более качественное изображение внутреннего устройства репульсина.
Репульсин.
Эскиз одного из вариантов репульсина.

публикация 25.03.2009,     последняя правка 30.12.2014 22:17:14      Обсудить      В начало      На главную